Icon Icon

17 октября 2014 г.

Малый педсовет

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Приглашаю вас на малый педагогический совет. Малый потому, что мне хотелось бы обсудить некоторые вопросы, касающиеся работы в 1 классе.
Так уж получилось, что второй год подряд я набираю 1 класс и сталкиваюсь с одними и теми же проблемами: оценки, дневники, домашние задания. Исходят они от родителей, причем, независимо от региона. В прошлом году постоянно слышала, что без оценок нет стимула учиться, без дневников непонятно, что задано, без домашней работы - вообще караул! - ничему не научатся, разленятся и перестанут учиться!
Я уже затрагивала тему домашних заданий в блоге Первоклассные ребята, получила порцию негатива от анонима, но поддержка коллег меня успокоила. Сегодня к ней возвращаться не буду, там все сказано. СанПиН мне в помощь!
Сегодня хочется поговорить об оценках и дневниках.
Открываем СанПиН и читаем: ст. 10.10 - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
Буквально с первого учебного дня мы с ребятами вывели критерии оценивания работы и каждый САМ себя оценивает. Особенно хорошо это получается на уроках письма, математики, обучения грамоте и окружающем мире. Мы используем "Светофорик": зеленый, желтый и красный круги, которые дети рисуют в своих тетрадях в конце урока или после определенных заданий. Критерии проговариваем, потому что на разных уроках они немного меняются, но, как правило, остаются неизменными в рамках одного предмета. Еще с первого же дня я приучила малышей сравнивать свои записи с образцом. Т.е. мы пишем не "красиво", а мы пишем "как в образце". Самые похожие элементы, а теперь буквы подчеркиваем любимым цветным карандашом. Тут тоже интересное наблюдение, кто какой цвет предпочитает.
Безусловно, я контролирую этот процесс: просматриваю тетрадки, подчеркиваю красной ручкой самые похожие на образец (вот хотела сказать по-другому, а не скажешь лучше!), стараюсь у каждого найти хоть 1 букву. Проводим рефлексию в самом конце: кто нарисовал зеленые круги, кто - желтые, кто - красные. Выясняем причину такой самооценки, даем рекомендации на дом.
По поводу самооценки услышала следующее от коллег: дети не умеют этого делать, понаставят себе пятерок и всё! Мне даже спорить не хочется! Ну не такие дети бестолковые и неадекватные! Мои малыши очень, иногда чересчур, самокритичны: рисуют красные круги и честно признаются, что не довольны своей работой, что нужно дома тренироваться в написании или чтении.
Кто-то считает, что без оценок нет стимула учиться. Ох, как же мы привыкли, чтобы нас оценивали! Поэтому постоянно оглядываемся на чужое мнение, боимся высказать свою точку зрения! А разве оценка - это главный стимул? А как же знания? Удовольствие от их получения и добывания? Может быть первый вопрос родителей к детям, пришедшим из школы, должен быть: "Что интересного было в школе? Что нового ты сегодня узнал?"
Теперь о дневниках. 
Жила себе спокойно и даже не думала, что по плану в конце первой четверти проверка ведения дневников... А у нас в классе этих самых дневников нет!
Что в них писать? И кто это должен делать?
Домашних заданий нет. Есть рекомендации, но кто их должен писать? Не хочу повторяться, мое мнение по поводу домашних заданий здесь. Ребенок сам еще не умеет. Папка для уроков технологии и рисования в классе, т.е. забыть что-то невозможно. Расписание есть у всех, оно даже вставлено в пенал. Да и как его можно забыть? А если не запоминается, то взяли с нашего классного блога, распечатали и на стену!
Оценок нет! Мы не имеем права писать "Молодец!", "Умница!" и тому подобное. А в период адаптации я считаю просто преступлением писать в него замечания. Нужно работать с родителями напрямую, если есть проблема, подключая социально-психологическую службу школы.
Дневник, как средство обратной связи с родителями? Так все сообщения проще напечатать на принтере и раздать детям! А не сидеть и писать в 25 дневниках одно и тоже!
На материке эти вопросы решались еще проще: коллективная рассылка смс через телефон. Было бы еще проще, если бы у всех была электронная почта или электронный дневник!
А у нас в классе для этих целей еще и блог есть! Там, вы все знаете, я, ничего не скрывая, рассказываю о наших буднях и праздниках. Стараюсь каждый день увидеть что-то особенное и интересное в школьной жизни.
Вот такие вопросы я решила поднять на малом педагогическом совете, уважаемые читатели!
Очень интересно было бы узнать ваше мнение, коллеги, а также буду рада, если к обсуждению присоединятся родители! Может быть мы видим все совершенно не так, как вы?
А если кто-то поделится методикой формирования самооценки на уроке, буду очень признательна. Потому что "светофорик" нам уже надоел, нужно что-то другое вводить.


39 коммент.:

  1. Здравствуйте, Ирина Петровна! Идея светофориков мне понравилась, буду пробовать. Однажды я имела неосторожность двоим ученикам написать в дневник похвалу... меня чуть не затоптали))) Дневник мне пока нужен, без него не могу. Там я корректирую расписание и важные мероприятия. Домашние задания не задаю, но с родителями на собрании договорились, что они интересуются тем, что узнал нового ребёнок на уроках. Бывает, что доделывают, что не успели.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Спасибо, что присоединились! Мне и правда хочется разобраться в этих вопросах. Все мы выходцы из старой школы, в которой было много хорошего, но и такого, что сейчас неприемлемо! Я, например, до сих пор мучаюсь с самооценкой. Почему-то уверена, что то, что не нравилось многим родителям и учителям в детстве в школе, они сейчас хотят, чтобы и дети также помучались!
      Школьный дневник! Сколько про него сказано. сколько безобразных учительских надписей показано в интернете! Это ведь от бессилия педагоги пишут ерунду и ставят бесконечные двойки! Мне интересно, хоть кого-то такие записи перевоспитали? А родители прореагировав первый раз на замечание, будут ли открывать дневник в пятый раз, чтобы "дать ремня"? Нет, устарело все это! Я убеждена!
      Школа должна быть в удовольствие! Кстати, недавно разместила у себя в младшем блоге свое кредо педагогическое - Познание начинается с удивления!

      Удалить
  2. Добрый вечер, Ирина Петровна! Интересную тему Вы решили обсудить. Присоединяюсь!
    1. Самооценка. В 1 классе я использовала оценку по Цукерману, его "Введение в школьную жизнь" держу, как настольную книгу) Но со вторым 1 классом возникли проблемы, я не успевала чертить стрелочки для самооценки, а родители забывали это делать, сами дети их чертили очень страшными, поэтому остановилась на "Светофорике".
    2. Оценивание результатов деятельности учащихся. За активную работу на уроке давала детям жетончики, которые они затем меняли. Осенью на разноцветные листочки и приклеивали на деревце, которое было прикреплено у каждого на парте. Зимой жетоны меняли на новогодние игрушки к ёлочке, весной - на зелёные листочки и цветочки. Эти деревца сейчас находятся в портфолио ребят, они очень ими дорожат) Вот здесь можно посмотреть елочки http://www.proshkolu.ru/user/papulinaolga/file/3733386/ Может это и неправильная методика, но моим первышам нравилась.
    3. Дневники. Я дневники веду сама, моих родителей, к сожалению, не всегда можно дождаться в школу, для консультаций. Но во второй полугодие я сделала для себя открытие) Оказывается можно научить детей ориентироваться в дневнике и ставить себе оценки уже в 1 классе! Родители писали расписание, а ребята на месте, где должна стоять отметка, оценивали свою деятельность на уроке (русский, математика и т.д.)Раскрашивали зелёный квадратик, если на уроке они все поняли и им было легко, жёлтый - если были затруднения и красный - если ребёнку нужна помощь. В конце дня я и родители видели как дела у ребёнка, чем ему помочь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Александровна! Спасибо, что Вы с нами! Мнение коллег мне особенно дорого! Идея с жетонами интересная, познакомлюсь внимательнее, возможно буду применять. А первоклашкам, мне кажется, любое внимание со стороны учителя нравится))) На письме они с нетерпением ждут, когда я с красной ручкой пойду по рядам, чтобы найти самые-самые образцовые буквы!
      Дневники, может быть, после Нового года заведем, но при условии, что все записи дети будут делать сами! Это личный дневник ребенка! И делать за него записи в нем родителям я не позволю. У нас в стране итак до пенсии за детей все делают ( я имею в виду пенсию детей))))
      И все-таки, мне кажется, под цветом некоторые подразумевают те же оценки - 5,4,3... А как важно, чтобы дети понимали критерии оценки и могли адекватно себя оценить.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Петровна. Мы уже обсуждали с Вами эти проблемы. Есть СанПиНы и мы их обязаны придерживаться (администрация в том числе). И я полностью с Вами согласна, что блог и другие электронные вещи помощники учителю и родителю. Если родителям необходимо домашнее задание, пожалуйста, читайте с детьми! Это главное для первоклассников! Пусть дети знают русские народные сказки (ведь сейчас чаще всего детям знакомы герои зарубежных мультфильмов, а не русских сказок).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Анатольевна! Спасибо за отзыв! Мне он интересен и важен по двум причинам: 1) Вы мама ученика начальных классов; 2) Вы учитель. авторитет которого признан на уровне Федерации!
      Чтение - вот лучшее учение! Когда это было сказано? А актуальности не потеряло!
      Я ведь еще совсем забыла сказать, что в нашей школе у всех педагогов есть по 1,2 ч. продленки! Т.е., 80 минут чистого времени на обед, прогулку и подготовку домашних заданий! А мы все знаем, что норма времени на домашнюю работу тоже прописана в СанПиН! Значит, что волноваться родителям? Хотят поиграть со своими детьми в школу? Да на здоровье! Но лучше бы читали и беседовали!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Петровна!
    В нашей гимназии дневники заводят только во 2 классе, а домашних заданий нет весь 1 класс. Проблем с пониманием родителей пока не было... Все творческие задания публикую в блоге, а ребята по желанию х выполняют.
    С самооценкой работы пока сложно: находим царицу-букву(цифру) - рисуем корону той, которая больше всех похожа на образец. Свою работу на уроке ребята тоже оценивают, закрашивая квадратик определенным цветом. Позже ввожу шкалу оценивания по направлениям: аккуратность, правильность. Также практикую накопление фишек за интересные ответы (флажки, сердечки...), которые приклеиваем в Школьный дом каждому жителю (под фотографией ученика). Когда фишек набирается определенное количество, ученик может оказывать помощь одноклассникам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Спасибо, что присоединились к обсуждению! Признаюсь честно, Ваш комментарий ждала с волнением: Вы преподаете в гимназии! Думала, что как напишете сейчас, что с 1 класса у вас дневники, многочасовые домашние работы, оценки!))) Как же здорово, что этого не случилось!
      Мне понравилась идея с короной! Я своим обязательно предложу!
      Шкала оценивания по двум направлениям - отлично! И ведь подсказка у меня была: в прошлом году в мониторинге "Учимся учиться и действовать!" именно так в одном из заданий нужно было оценить работу лисенка или волчонка. Во второй четверти буду вводить.
      И Школьный дом тоже не простое честолюбивое любование, а возможность так продвинуться в своих знаниях и умениях, что уже сам ребенок может быть в роли маленького учителя!
      Спасибо!!!

      Удалить
  5. Ирина Петровна, что это за плановая проверка в конце первой четверти ведения дневников... Если это администрация, то что, они не знают СаНПиНов? ведь это абсурд, проверять то, чего в принципе быть не может. У нас в городе есть школы, где дневники и оценки с 3 класса. Ничего, родители, дети и учителя работают и вполне успешно с этим справляются. Другой вопрос, если учитель сам решил завести дневник в 1 классе по требованию (просьбе, решению и т.д.) родителей, все равно дневники эти не могут быть проверены.
    А что касается оценки - самооценки учащихся, то каждый педагог выстраивает свою систему, апробирует свои способы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо, что откликнулись! Мнение директора большой школы мне очень важно! Здесь свои положения о ВШК. Многое, мне кажется, просто делается. как раньше. Только вот я бюрократии не понимаю и не принимаю ее! Такое впечатление, что по всей стране учителя отвлекают мелочами от главного - образовательного процесса!
      А вот формирование самооценки - это уже стандарт! И нам, учителям, тоже приходится перестраиваться, переосмысливать свою педагогическую практику, чтобы работать в современных условиях. Я благодарна коллегам. что они поделились своим опытом.

      Удалить
  6. Ирина Петровна, спасибо за приглашение к обсуждению. Я нашла в комментариях коллег много находок: короны для букв, светофорчики, дерево знаний, дом знаний. Всё со временем забывается. С дневниками буду начинать работать во втором полугодии- поможет и в обучении письму. Мой сын и в 11 классе ведёт дневник для себя( 10-11 класс его вести необязательно) , где записывает и домашние задания и изменения в расписании, заметки. Оценки я могу посмотреть в электронном журнале, но не все коллеги это делают регулярно. Думаю , что этот вопрос должны решать родители и учитель вместе. У меня первоклассников многие забирают- проблем с передачей информации нет. Телефон всегда поможет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Васильевна! Спасибо, что присоединились к нам. Знаю, что у Вас в практике много методик самооценки. А Вы увидели что-то новое еще! Сделайте в своем блоге пост на эту тему! Он многим будет полезен!
      На собрании ближайшем я поговорю с родителями на эти темы. Постараюсь донести до них мысль, что учатся не они! а их дети.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Петровна и коллеги!
    В первом классе мы заводили файловую папку формата А5. В папке размещали маршрут безопасного движения в школу, расписание, памятки, мои сообщения родителям. Малыши ведь часто все теряют.
    Дневники заводили во втором полугодии, но покупали сразу на класс всем одинаковые. Сканировала лист дневника (была была документ-камера было бы еще проще), выводила на доску и заполняли вместе. Трудно, когда у всех дневники разные.
    Так как на ИЗО и технологию нет возможности все хранить в кабинете, то создали памятку, которую приклеили в дневниках.
    Набор №1. Кисть, гуашь.
    Набор №2. Кисти, акварель.
    Набор №3. Цветные карандаши, фломастеры.
    Набор №4. Пластилин, доска.
    Набор №5. Цветная бумага, картон, ножницы, клей.
    Набор №6. Ножницы, нитки, игла в игольнице, ткань.

    Бумагу для ИЗО и непроливайки храним в кабинете.
    В дневниках, как и коллеги, оценивали себя на уроке светофорчиком, писали что необходимо принести, дополнительную информацию.
    У меня практически никогда не требуют родители оценки. Прежде чем спросить, нужно научить. Я бы и второй класс училась без оценок.
    По программе Виноградовой в тетрадях учитель работает зеленой пастой. Ведь красный - знак опасности. До сих пор (3 класс) в тетрадях самое правильное, красивое подчеркиваю зеленым цветом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо, что высказали свое мнение и поделились опытом! Прочитала и вижу, что все целесообразно, ничего лишнего.
      Нам здесь даже проще: 1 сентября все первоклассники получили в подарок от атомной станции, которой исполнилось накануне 40 лет, шикарные ранцы с полным (!!!) набором канцелярских принадлежностей для школы. Было все: от ластика до гуаши! + чехол для ранца от дождя + сумочка для сменной обуви!
      Занимаемся мы в одну смену, поэтому класс с полным набором мебели только наш! В шкафах мы разместили всю эту канцелярию, потому что в портфели всё не вошло!! Да и зачем носить туда-обратно да еще по морозу тяжелый ранец. В подаренных пеналах есть прозрачный карман с расписанием и даже карман-кошелек (здесь не сдают дети деньги на обед, а носят каждый день с собой деньги и покупают то, что захотят в обед). Вот в этот пенал мы и вкладываем записки с важной информацией для родителей.
      В 3 четверти, когда пройдем большую половину азбуки и научимся писать, заполним подаренные дневники, они у всех одинаковые. Я, пожалуй, тоже отсканирую страницу и буду выводить на экран. Спасибо за подсказку. Я тоже считаю. что сначала нужно научить. а потом спрашивать!

      Удалить
    2. Отличные подарки, Ирина Петровна!Нам дарят расписания))) Правда, в этом году завод им.Попова подарил всем первоклассникам подарочное издание Тимофея Белозерова.

      Удалить
    3. Я помню, какие подарки бывают в нашей области)))) И здесь не всегда так щедры. Нынешним первоклашкам повезло: юбилей градообразующего объекта. А от подарочного издания Тимофея Белозерова я бы и сейчас не отказалась! С детства люблю его стихи и сказки. Особенно Лесного Плакунчика :)

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Петровна! Прочитав Ваш пост, комментарии коллег, почувствовала себя птеродактилем. То ли я не спешу за веяниями времени, то ли по причине дремучей непроходимости, но я ЗА выставление оценок в первом классе. Самооценка - да, нужна. Тут, признаюсь, у меня западающее звено.
    Но вот сейчас учу своих первоклассников писать "по-старинке". Признаюсь, результат меня не очень-то огорчает. А если честно, то и вовсе не расстраивает. Буквально в пятницу услышала от одной мамочки: "Надежда Александровна, а руку Вы ей (дочке) здОрово поставили!!!" Оказывается, у ребенка долгое время проблемы были - и логопедические, и с письмом печатных букв... Все собираюсь пост написать, да работы своей детворы показать. Не знаю, но мне все ж старая система больше доверия внушает.
    По поводу оценок... Так дети в 1 класс и идут за ними. Ну как можно такой радости детей лишать? У меня в свое время первая оценка - "двойка" была. Долго не ставили, я самая маленькая в классе была, на год раньше отдали, не хватало детей в школе. Так сейчас двойка - это "травмирование неокрепшей психики ребенка". А у меня такой восторг был!!! Мама рассказывала. И попробуй было мне докажи, что это плохая оценка. Куда там! "Мамочка, но ведь это же ОЦЕНКА!!!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Рада видеть Вас на маленьком педсовете. Да, Ваша точка зрения отлична от большинства на этом собрании. Помню, когда вводили безоценочную форму обучения (лет n-дцать назад), я тоже не могла понять, как же оценивать работу детей? Тогда никто, мне кажется, не понимал, как быть. Вместо пятерок - солнышки, звездочки, вместо четверок - солнышко с тучкой и т.д. По сути осталась та же оценка, но в рисунках!
      Прошло десятилетие, не меньше, когда стало понятно, что не мы оценивать должны, а дети сами себя!
      То, что руку нужно поставить ребенку, с этим, я думаю. согласятся все учителя начальных классов. Я, например, во второй четверти, когда мы начнем заниматься в обычном режиме (только уроки будут еще по 35 минут), на занятиях в ГПД обязательно для всех буду вводить такие упражнения. Сейчас в классе из 24 ребят у десяти буквы и элементы как в образце. Как-нибудь тоже покажу эти тетрадки :) Уверена, что и остальных научу!

      Удалить
    2. ... А у меня из 27 только у четверых не очень получается. Но два ребенка проболели долго, один новенький, недавно пришел из другой школы, но уже догоняет потихоньку. Думаю, что и остальные подтянутся. Один остается. Упорно нет нажима и наклон в другую сторону. Будем стараться. До идеального, конечно, еще писать и писать, но с учетом того, что НИ ОДИН из 27 детей писать не умел до прихода в школу, результатом я пока довольна....

      Удалить
    3. У нас только у двоих ручки совсем слабенькие... А вот писать, как в образце, не у всех получается. Я даже думаю, что не все так научатся. Но мы будем стремиться к образцу! А Вы молодец!

      Удалить
    4. А я по-стариночке - с дополнительной косой. Выписывать самой очень много приходится. Но зато потом тетрадки проверять будет - одно удовольствие... Мечтаю я так.

      Удалить
    5. Это мечта любого учителя, Надежда Александровна! А тетрадки в косую линейку и мне нравятся. Помогают наклон контролировать.

      Удалить
  9. Анна Сергеевна19/10/14

    Здравствуйте, Ирина Петровна! Про оценки согласна целиком: я не понимаю, как ребёнка можно оценивать, когда он только учиться писать и читать.
    Маруська, когда приходит из школы и мы смотрим тетрадки, сама говорит, что у неё не получилось и какая буква или цифра ей нравиться, как написана! Сначала ребенок должен научится себя оценивать, пока мне так кажется. У Маруси это уже получается получается.
    Мне в детстве в моём 1В всю охоту и отбили учиться этими самыми оценками, хотя училась я на 5-4.
    А дневник не столько ей нужен, сколько мне: мне так проще! Дочь говорит, что задавали, что делали на уроках, но я сужу по своей учёбе: Дневник - это святое! Пускай кривульками. но я писала все дом.задания! И хочу, чтоб у Маруськи тоже это было, хотя и Вашу позицию я поддерживаю, пускай память развивают.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Сергеевна! Спасибо, что высказали свою точку зрения! Мне она особенно интересна и важна, т.к. Вы реальный родитель у моих нынешних учеников. Рада, что Маша и дома анализирует свою работу!
      А по поводу дневников скажу следующее. Ни в Законе РФ "Об образовании", ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности ученика вести школьный дневник. И в большинстве школ в России в локальных актах закреплено обязательное ведение со 2 класса. Наверное, мамам просто интересны первые шаги ребенка в школе, самим хочется заполнить дневник, как когда-то в детстве :) И я их понимаю.
      На родительском собрании обязательно поговорим на эту тему. Изменю своим принципам и введу обязательный дневник в 3 четверти, но с условием, что писать там будут сами (!) дети. Вот пускай кривульки и царапают на память))) Будем там самооценку рисовать себе!

      Удалить
  10. Анна Сергеевна19/10/14

    А вот насчёт одинаковых дневников, мне не очень нравится эта идея!!!ещё со школы не люблю когда всё одинаковое!!!ребёнок сам выбирал себе дневник и как я ему скажу что я его не дам,потому что у тебя будет такой как у всех!?!?!?!я считаю что это не правильно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дневник - это документ, первый документ, который принадлежит ребенку, а все документы имеют определенный стандарт. Я считаю, что это хорошо, когда пеналы, портфели, ручки и т.д. разные, а дневники одинаковые! Это ведь не просто записная книжка какая-то, а документ!

      Удалить
    2. Я тоже за разные дневники! Мне бы в детстве не понравилось, что у меня такой же, как у всех. Хотя, в нашем детстве все было почти одинаковое... Но мы как-то старались выделиться. Мне, конечно, будет удобнее научить пользоваться дневником, если все они будут одинаковыми. А уж во втором классе пусть каждый купит по душе! :)

      Удалить
    3. Я уже второй набор так делаю. Одинаковые самые простенькие дневники на второе полугодие. Ведь просто убийство, когда у 28 человек все в дневнике разное. Даты ставятся в разных местах, день недели указан в разных местах. Каждому пройти и показать, где писать. А если на странице фоном идут картинки, так вообще дневник теряет официальность. А обложки??? Родители купят любой, который понравится ребенку, не заглядывая на содержание, на качество бумаги. Эта мера (одинаковые дневники) - облегчение труда учителя и детей, не теряется время. Во втором классе уже покупают сами, но на собрании говорю о том, каким должен быть дневник.
      А выделяться надо не принадлежностями, формой, а интеллектом.
      В передаче на первом канале, когда дети стали возмущаться, что форма - это уравниловка, ведущий ответил, что на собраниях в Англии сэры и обслуживающий персонал в одинаковых смокингах. Разница в интеллекте.

      Удалить
    4. Спасибо за пример с английским парламентом! Возьму в копилку себе :) А учить, конечно, удобнее и для учителя, и для детей, когда у всех одинаковые предметы. Именно на первых порах. Я всегда говорю: "Сначала научись по образцу, а потом уже импровизируй!"

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Петровна. Я - мама второклассницы. Сначала мы отдали дочку на подготовительные занятия в школу. Они ходили два раза в неделю. Затем МЫ пошли в первый класс. Все дети в классе умели читать и писать.
    Все первоклассники нашей области получают в подарок наборы с дневником (в которых есть вся необходимая информация + краеведческий материал) от губернатора. Дети стали вести дневники сами со второй четверти. Детям ставили отметки и задавали домашнее задание на закрепление материала и навыков, формируемых на уроках. Летом мы вели читательский дневник, который и продолжаем вести сейчас.
    Мы с дочкой с января стали заниматься исследовательской деятельностью и вести дневник наблюдений за выращиваемыми нами растениями (помидорами и горохом) в условиях разного за ними ухода. Очень интересный материал получился!
    По вечерам (крайне редко пропускаем вечер, ведь достаточно 20-30 мин.) мы друг другу читаем книги (сейчас читаем "Про Алю, Кляксича и Вреднюгу"!)
    Не знаю как относиться к отметкам в 1 классе... Всё зависит от учителя и родителей, от их отношения к этим самым отметкам! Я своей дочке повторяю, что люблю ее не за пятерки и четверки, а за то, что она есть! Но мне доставляет огромную радость, когда она приходит счастливая домой из школы с новыми знаниями, умениями! И она ЭТО знает!
    Видя меня с книгой, работающей над своим самообразованием, она сама тянется к новым открытиям! Как-то работая над исследовательской работой, она увлеклась просмотром и частичным чтением книг по ботанике, подходит ко мне и говорит: "Мама, ты знаешь как называется плод у рябины?" "Ягода!"-ответила я. А она с радостью, что знает больше меня, восклицает: "Яблоко! Представляешь - ЯБЛОКО!"
    Время хватает и для домашнего задания, и на танцы, и на хобби (http://esl-speakenglish.blogspot.ru/2013/09/postcrossing-surprise-in-mailbox.html)... У меня, признаться, перестало хватать на мой блог, но это поправимо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Александровна! Спасибо за отклик! Вы мама, очень заинтересованная в успешном образовании дочери! И исследования, и чтение, и пример в самообразовании! И я правильно поняла, что дочь приходит счастливая из школы не из-за оценок, а из-за полученных новых знаний?
      А вот по поводу отметок я не согласна, что все зависит от нас... Есть стандарт и СанПиН, которые жестко регламентируют оценочную деятельность. И за десятилетия уже можно было забыть о том, что оценка - главный стимул в обучении, если бы педагоги следовали нормативным документам.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Анна Сергеевна! Наличие одинаковых дневников у детей в начальной школе преследует лишь одну цель - научить ПРАВИЛЬНО заполнять и вести дневник КАЖДОГО ребенка. Ведь в разных дневниках по-разному расположены и список предметов, и список учителей, и ширина строк различная... А потому уж лучше смириться с одинаковыми дневниками, зато потом все оставшиеся годы учебы ребенка в школе любоваться красотой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут я с Вами, Надежда Александровна, полностью согласна! Да и дневники нам подарены, не пропадать же добру!

      Удалить
  13. Анна Сергеевна19/10/14

    Как в совковые времена,тогда давайте и оценки-ставить!!! Тетради я согласна,чтоб были без рисунков,но дневник это выбор ребёнка.Стандарт-он внутри а-не на обложке! Ребятам ещё предстоит много чего делать по стандарту при обучении и-я-считаю что пускай хоть не большой,но выбор должен быть!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про тетради Вы правильно заметили, Анна Сергеевна! Знаете, чего только не увидишь за педагогическую практику: с картинками снаружи и внутри, с надписями не литературными, с юмором недетским! А к дневнику у меня требование одно, чтобы был для начальной школы и легкий! А в стандарте ничего страшного и уравнивающего всех нет. Он, скорее, определяет границы знания и незнания, то, что можно оценивать, а что нельзя!

      Удалить
  14. Здравствуйте, присоединюсь очень кратко, цитатой Шалвы Амонашвилли:" Отметки - это костыли хромой педагогики"
    Второй год устные ответы мои ученики оценивают сами по алгоритму. Картинки постоянно висят над доской. Ребёнок оценивает ответ по критериям: цель достигнута-нет, сделал сам- помог класс....

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте, Светлана Евграфовна! Очень хорошо, что присоединились! И так метко - одной фразой гуру педагогики - поставили точку! Нам всем, наверное, нужно снять с полки знаменитую трилогию Шалвы Александровича и перечитать то, чем мы восхищались. учась в университетах или училищах. Я уверена, что его уроки нравились всем! Они казались просто нереально гуманными и красивыми. Как же мудр был этот педагог, опередивший современную систему образования на десятилетия! Браво! И спасибо, что напомнили!

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Ирина Петровна! Внимательно прочитала Ваши мнения с коллегами по заявленной теме. Вспомнила, как на орг. собрании я сказала родителям, что им, а также бабушкам и дедушкам важно изменить отношение к школе, переосмыслить. Если раньше говорили : "Ты идёшь в школу, там тебя научат", то сейчас актуально - "ты идёшь в школу всему научиться сам, а педагог - поможет!" К сожалению, поняли это не все... Я согласна, менять многое нужно, но многие пока не готовы к этому! Потому у Вас проверяют дневники, потому беспокойные родители опасаются, чему научится их чадо, если не делает домашние задания и т.п. А так задать вопрос хочется: "у Вас и дневник был, и домашние задания, а как Вы учились в школе? Сколько классов закончили и чем теперь занимаетесь? Почему сегодня испытываете трудности, увидев задачку в учебнике второклассника?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Дмитриевна! Спасибо за Ваше мнение на нашем малом педагогическом совете. Особенно мне понравился последний вопрос)))
      Сегодня на родительском собрании я объяснила мамам свою позицию по всем этим вопросам. Вопросов не возникло. Пора менять сознание! Школа уже не та!

      Удалить

Ваши комментарии приветствуются! Я их с удовольствием прочту и обязательно отвечу!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на большое изображение[/im]
[im]ссылка на маленькое изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!